Для достижения прогресса и устойчивости приобретенных навыков АВА-терапия требует интенсивного режима занятий. Если родители готовы заниматься АВА-терапией сами со своим ребенком, то они получают множество преимуществ: овладевают стратегиями и техниками поведенческого подхода, начинают активно использовать приемы АВА в жизни, экономят на стоимости услуг специалистов.
После стартовой диагностики и составления пакета индивидуальных программ АВА-консультант обучает родителей работе по протоколам, ведению мониторинга, проводит с ними тренинги, супервизии и еженедельные консультации в скайпе.
Начальная диагностика
Чтобы подготовиться ко встрече с семьей, консультант собирает первую информацию о ребенке. Это телефонное собеседование, опросники, которые помогают определить сценарий встречи. На первой встрече с семьей специалист проводит интервью с родителями, наблюдает за ребенком и делает тестовые пробы, проверяющие отдельные ключевые навыки. В заключении встречи — обсуждает с родителями их запрос и цели первых программ работы.
Но на этом диагностика не заканчивается.
На последующих занятиях мы вместе с родителями будем наблюдать и фиксировать, как выглядит на старте репертуар навыков ребенка.
Первые программы
Как правило, для домашних программ не требуется обширное тестирование, как при поступлении в школу или развивающий центр. Однако по выбранным направлениям специалист должен очень точно определить цели работы. Поэтому первые программы домашней АВА-терапии касаются ключевых базовых навыков — понимания и выполнения заданий, сотрудничества со взрослым, установления руководящего контроля, а также коммуникации и проблемного поведения.
Технология обучения и сопровождения родителей
Во время работы куратор домашней программы еженедельно встречается с семьей, анализирует собранные видеозаписи родительских занятий, обсуждает результаты недели по листам мониторинга, проводит тренинг родителей по новым программам. Также консультант регулярно посещает сами занятия с ребенком, чтобы помочь родителям на практике выполнять учебные протоколы и избегать ошибок.
Самостоятельная терапевтическая работа с ребенком требует от родителя дисциплины и последовательности, настойчивость продолжать занятия, когда трудно, заинтересованности в результатах ребенка. Это, безусловно, не просто. Но если семья втягивается в процесс, то получает самый главный выигрыш - значительный прогресс в улучшении коммуникации с ребёнком.