Наш проект направлен на оказание помощи детям и подросткам с аутизмом в получении социального опыта, в приобщении к жизни в типичной среде сверстников. Для этого Центр инклюзии и социальных проектов “1 ИЮНЯ” совместно с театр-студией “Горошины” проводят групповые инклюзивные театральные занятия.
Цель и задачи этих занятий – использовать пространство общения и инструменты театра для терапевтического процесса – учить ребят с аутизмом контакту со сверстником, учить чувствовать в нем партнера, быть самому партнером, через ролевое взаимодействие учиться правилам и «техникам» коммуникации. А также – учить адаптироваться в группе, находить в ней свое место, получать легально и заслуженно внимание группы. И через весь этот путь приходить к пониманию себя, других, становиться самому понятным другим людям, учиться принимать и быть принятым.
Здоровые сверстники – ученики театра-студии – выступают в роли не только актёров, но в первую очередь становятся старшими партнерами для детей с аутизмом. С ними проводится подготовительная работа, «уроки доброты», которые позволяют им не только познакомиться с особенностями при аутизме, но и дают возможность правильно настроиться на общение, воспитывают толерантное отношение и желание быть помощниками и друзьями детям-инвалидам.
Что включают в себя занятия в театре
Программа проекта включает в себя проведение регулярных занятий, репетиции и показы спектаклей.
Занятия (как терапевтический процесс) предполагают интенсивный режим и проходят 1-2 раза в неделю по 1-1,5 часа, включают адаптированные под особенности детей с РАС актерский и речевой тренинги, занятия музыкой, сценическим движением и пластикой, а также репетиции спектаклей и показов.
Ведут занятия опытные, творческие, увлеченные идеей инклюзии педагоги, программа занятий курируется АВА-консультантом.
Отличительные особенности нашего инклюзивного театрального проекта:
1) он сфокусирован на контингенте детей и подростков с аутистическим расстройством;
2) инклюзия является частью терапевтического процесса, ее обеспечивает профессиональная команда специалистов АВА-терапии, она планируется и ведется в соответствии с технологией инклюзивных практик Прикладного Анализа Поведения;
3) в проекте принимает участие широкий спектр детей с РАС (РАС – расстройство аутистического спектра). Мы находим возможность включать в занятия детей с поведенческими трудностями, проблемами понимания речи, безречевых, низкофункциональных;
4) мы стремимся создать естественную социальную среду с приближенной пропорцией детей с особенностями и нейротипичных сверстников, мы готовим здоровых детей, их родителей и педагогов к участию в в инклюзии. Для этого проводятся дополнительные занятия и практикумы.